Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

среда, 20 июля 2011 г.

Планируемые результаты освоения ООП (русский язык, чтение)


Русский язык. Чтение

Система языка. Язык и речь. Звуки и буквы. Слова и словообразование. Части речи. Словосочетания и предложения. Правописание. Высказывания и тексты
Читательская компетенция. Техника и культура чтения. Книга

            Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения
            Выпускники начнут все более уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих; обнаруживать все большее понимание ее возможностей; все более осознанно и ответственно использовать язык для выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений, для социального взаимодействия; для получения
личного удовольствия; для получения новых знаний; организации собственного процесса учения и рефлексии.
            Они будут обнаруживать все большее понимание связи языковых средств и закономерностей с эффективностью устной и письменной речи. Они начнут связывать смыслоразличительную функцию речи с фонемами, ударением и интонированием; с морфемами, морфологическими и грамматическими признаками слов; с особенностями синтаксических конструкций. Они начнут осознанно и целенаправленно выполнять упражнения для тренировки речевого аппарата, слуховой и зрительной памяти; активно пополнять словарный запас, стремиться подбирать и использовать более точную и детализированную лексику; проявлять индивидуальные предпочтения при отборе лексических и грамматических средств.
            Они будут принимать участие в обсуждениях, соблюдая правила общения, и смогут поддерживать разговор по широкому кругу тем. Они будут целенаправленно развивать технику и навыки слушания, начнут осознанно строить собственные высказывания с учетом их цели и особенностей аудитории на основе понимания особенностей некоторых разновидностей устной речи (вопросы и ответы, отчет, устная презентация, дискуссия, информация, инструкция, объяснение, рассказ-повествование, рассказ-описание и др.).
            Выпускники начнут писать все более самостоятельно, уверенно и бегло. Они начнут использовать широкий словарный запас и живой язык, детализированные описания. Они поймут, что каждый тип письменной работы (сочинение, письменный отчет, инструкция, информационный текст, письмо другу, отзыв и отклик, личный дневник, пометки и выписки и др.) имеет свою структуру. Они будут писать, преследуя различные цели, как творческие, так и информативные; начнут осознанно соблюдать основные этапы работы над текстом. Они станут правильно писать наиболее употребительные слова и правильно расставлять знаки препинания (в объеме изученного), использовать различные cтратегии для написания сложных слов и синтаксических конструкций. Они начнут аккуратно оформлять тексты, писать разборчиво, проявлять зачатки индивидуального стиля и манеры письма.
            Выпускники начнут самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную и иную литературу, выбирать книги, соответствующие своим пристрастиям, уровню читательской компетенции и определенной цели. Они начнут распознавать и различать некоторые литературные стили и жанры. Они начнут выбирать стратегии чтения, адекватные особенностям текста и цели чтения. Они будут способны обсудить прочитанное, анализировать характерные детали портрета героев художественных произведений и детали сюжета. Они будут ежедневно и в течение длительного времени читать в школе и дома как для того, чтобы получить удовольствие, так и для того, чтобы извлечь информацию. Они начнут самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, использовать информационные технологии.
Ученики получат возможность научиться:
-        проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
-        соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
-        находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
-        разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
-        подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-        подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-        различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-        оценивать уместность использования слов в тексте;
-        выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
-        проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-        находить в тексте такие части речи, как: личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
-        различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
-        выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
-        различать простые и сложные предложения;
-        осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-        подбирать примеры с определенной орфограммой;
-        при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-        при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
-        создавать тексты по предложенному заголовку;
-        подробно или выборочно пересказывать текст;
-        пересказывать текст от другого лица;
-        составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
-        анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-        корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-        анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
-        соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой подготовки учащихся
            К концу букварного периода все дети научатся 
- дифференцировать звуки, слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения);
- выделять гласные звуки в словах и вне слова;
- правильно интонировать несложные предложения;
- узнавать и называть все буквы русского языка;
- правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита;
- все более уверенно, быстро, разборчиво, ритмично и плавно писать слова и простые предложения из 2 – 4 слов, соблюдая принятые условности письменного текста;
- писать слова и простые предложения из нескольких слов в текстовом редакторе, соблюдая принятые условности письменного текста;
- выполнять гигиенические требования при письме и чтении;
- разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие;
- классифицировать и маркировать известные слова, используя видовые и родовые слова-названия;
- адекватно откликаться (поведением, устным и/или письменным высказыванием) на обращенную к ним речь (формулы речевого этикета, простые указания, вопросы);
- различать на слух границы слов и предложений, правильно оформлять предложения при письме, передавая знаками препинания интонацию и эмоциональную окраску предложения;
- использовать в устной и письменной речи разные виды предложений;
- правильно, без искажений и пропусков букв, списывать и писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов; слова, написание которых не расходится с произношением, слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- плавно по слогам читать слова, предложения, короткие тексты с изученными звуками и обозначающими их буквами при ориентировочном темпе чтения незнакомого текста около 20 – 25 слов в минуту;
- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного.

К концу 2 класса ученики научатся:
-        характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
-        знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
-        правильно писать слова с непроверяемым написанием в объеме изученного (около 20 слов);
-        писать большую букву в именах собственных;
-        различать изменяемые и неизменяемые слова;
-        различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-        находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
-        классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
-        определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-        оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-        читать по слогам и словами тексты при ориентировочном темпе 40 – 50 слов в минуту;
-        выделять основную мысль и тему произведения, главных и второстепенных героев;
-        различать жанр и тему произведения

К концу 3 класса ученики научатся:
-        выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-        определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
-        определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
-        определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
-        находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);
-        выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
-        самостоятельно озаглавливать текст;
-        составлять план текста;
-        перейдут к плавному чтению целыми словами при ориентировочном темпе 60 – 70 слов в минуту вслух и 80-90 слов «молча»

К концу 4 класса ученики научатся:
-        определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
-        различать предложение, словосочетание, слово;
-        устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-        выделять предложения с однородными членами
-        применять правила правописания (в объеме содержания курса);
-        определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-        безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
-        писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-        проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
-        сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

Образцы учебной деятельности школьников
Язык и речь. Звуки и буквы
- ежедневное чтение и письмо, преследующее различные цели, в том числе – для собственного удовольствия;
- обсуждение в классе проблем различного характера (организационных, бытовых или учебных проблем), например, гигиенических требований и правил письма, этапов письма;
- прослушивание записей звучащей речи (родной и иностранной, диалектов), других звуков;
- идентификация и классификация звуков речи;
- игры и эксперименты со звуками, звукопись и звукоподражание с целью дифференциации звуков в потоке речи;
- чтение наизусть чистоговорок и скороговорок, простых стихотворений, потешек, песенок, считалок;
- наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением;
- звукобуквенный анализ;
- составление списков слов, вызывающих затруднение при произношении;
- подготовка и составление классной алфавитной книги;
- мини-проект «Моя первая записная книжка»;
- самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям.
Слова и словообразование
- создание коротких монологических высказываний-рассуждений или текстов-повествований на тему “Почему так называется предмет”;
- игры и экспериментирование со словами, лингвистические загадки ("С чем это можно сравнить?", "На что похожи предметы?" "Найди меткое слово" и т.п.);
- подготовка тематических списков слов, словариков, тезаурусов;
- подбор слов и выражений на заданную тему;
- создание небольших текстов (рассказа-повествования, сказки или диалога) с заданными парами слов, сходными и/или противоположными по смыслу;
- работа с толковым словарем;
- работа с текстом (поиск выразительных приемов, основанных на употреблении суффиксов и/или на употреблении слова в его переносном значении);
- пересказ текста с использованием заданной лексики;
- смысловой и словообразовательный анализ, разбор слова по составу;
- образование форм заданных слов, подбор однокоренных слов;
- составление плакатов и памяток.
Части речи
- наблюдения за особенностями употребления слов, относящихся к различным частям речи, в устной и письменной речи, в различных разновидностях текстов;
- наблюдения за особенностями различных частей речи, способами их изменения;
- морфологический анализ;
- составление плакатов и памяток.
Словосочетания и предложения
- наблюдения за особенностями синтаксических конструкций в устной и письменной речи;
- создание небольших текстов и предложений, отвечающих поставленной коммуникативной / языковой задаче;
- выполнение синтаксического анализа;
- составление плакатов и памяток.
Правописание
- наблюдение за словами с орфограммами и пунктограммами;
- составление классного справочника по правописанию (орфографии и пунктуации);
- обсуждение порядка действий при различных затруднениях в написании слов и постановке знаков препинания, составление памяток и алгоритмов;
- обсуждение и выработка критериев и норм оценки навыка правописания;
- самоанализ и самооценка сформированности навыка правописания;
- списывание слов, предложений, текстов;
- создание небольших письменных текстов, самокоррекция;
- письмо под диктовку слов, предложений и несложных текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.
Техника и культура чтения. Книга
- чтение вслух и «про себя»;
- чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;
- просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
- эмоциональный отклик на прочитанное;
- обсуждение прочитанного;
- составление планов, схем (развития сюжетов, взаимоотношений и т.п.),
- закладки и выписки, цитаты;
- подборка начал и окончаний художественных текстов (сказок, рассказов и т.п.), информационных текстов;
- пересказ (полный, сжатый, выборочный);
- вопросы и ответы по прочитанному;
- коллективная драматизация художественных произведений;
- реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание» 
- игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя;
- работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
- поиск информации
- наблюдения над стилистическими особенностями текстов разных форм и жанров, разных авторов, поэзии и прозы и т.д.;
- создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция т.п.);
- коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
- обсуждение порядка действий при поиске и выборе книги, при подготовке к обсуждению или выступлению, при разучивании наизусть, при поисковом, выборочном и детальном чтении; составление памяток и алгоритмов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий