Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

понедельник, 11 июня 2012 г.

Моя мама - учительница!









Моя мама – Яковлева Нина Петровна.  «Моя мама учительница», — гордо отвечала я в детском саду на вопрос: «Кем работает твоя мама?»  И всегда добавляла: «Потому что она все знает и все умеет делать». Но главное, скорее всего, было не в этом. Мама была замечательной учительницей потому, что очень любила детей. И все 42 года, которые проработала в школе, она всю себя отдавала ученикам, не ожидая благодарности в ответ. Писать о близком человеке  непросто. Наверное, именно поэтому дети учителей так редко это делают. Но я попробую.

Детство выпало на трудное послевоенное  время.  Училась она в 1 школе у людей-энтузиастов, имена которых теперь известны всем жителям нашего города:
И.А. Прасалов, В.Л. Лукин. Под руководством Василия Лукича работали на пришкольном  опытном участке, занимались селекцией растений, были участниками выставки достижений народного хозяйства в Москве (ВДНХ). В школе действовал  самодеятельный театр. Любимой ролью стала Софья из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Такие педагоги, верные  своей профессии, бескорыстные и честные, добрые и справедливые, скромные и трудолюбивые, стали примером для студентки педагогического института. Окончив в 1963 году факультет ПиМНО ЕГПИ (первый выпуск учителей начальных классов в Ельце), Нина Петровна вернулась в родной город и родную первую школу.
В 1964 году в Данкове открывается новая школа № 4, куда пригласили работать самых перспективных учителей города, среди них и Яковлеву Н.П. Светлая, просторная, с большими классами, эта школа  стала  настоящим домом, местом радости и огорчений, удач и неожиданных встреч, слез и улыбок, это  - сама Жизнь. Здесь награждали грамотами, присвоили звание «Старший учитель», «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда». Но самое главное – здесь ждали дети, доверчивые, добрые, послушные и не очень, их нельзя ни обмануть, ни предать.
Учитель всегда учится, и Нина Петровна не исключение.  Она всегда спрашивала совета у старших коллег, интересовалась и внедряла в практику своей работы новаторские идеи. В 60-ые годы XX века по всей стране гремел «липецкий опыт». Нина Петровна изучала работы К.А. Москаленко, посещала практикумы, была на уроке, проведенном  Константином Александровичем  для учителей области. Комментированное письмо, поурочный балл, комбинированный урок стали неотъемлемой частью  её работы.
Трудный это процесс – раскрытие творческого потенциала ребёнка. Здесь нет ничего второстепенного, а заинтересовать ребят дело нелёгкое. 60-ые годы – время активного освоения космоса. Нина Петровна  со своими учениками собирала материал по теме освоения космоса, вместе читали газеты, журналы, книги, оформили большой стенд и подарили его школьному музею. Будущие пионеры решили написать письмо летчику-космонавту В.А. Шаталову  и попросили разрешения носить его имя их пионерскому отряду. Какова же была их радость, когда в школу принесли письмо в голубом конверте («почта космонавтов»!) от самого Шаталова с разрешением и пожеланием удачи и успехов в учёбе!
Опыт Яковлевой Н.П., высокий уровень теоретических знаний, методическое мастерство, уравновешенность, уважение к детям и ко всем окружающим покоряют с первых минут встречи с ней.
Её уроки являлись классическим образцом общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке. Неподдельная, искренняя любовь Нины Петровны  к каждому ребёнку чувствовалась во всём, в сердечной встрече с учениками, в отношении к родителям, в заботе о воспитании положительных качеств личности учеников, а главное – в стремлении заинтересовать, научить, обогатить знаниями ум и отзывчивостью сердца.
Передо мной тетрадный листочек с сочинением одиннадцатиклассника Дымова Николая. «Нина Петровна учила нас доброте, отзывчивости, справедливости, честности, трудолюбию. Всеми этими качествами она обладает сама. Ведь не может злой человек научить добру, а лживый – человечности и честности. Нина Петровна всегда относилась к нам, как к своим детям: с нежностью, любовью и теплом».
«Для меня самая лучшая награда – это память и уважение моих учеников, − говорит Нина Петровна, − и если бы мне пришлось выбирать сейчас, я бы не задумываясь, выбрала снова профессию учителя».
Любимую профессию нужно обязательно передать по наследству.  Мне учительская профессия  была предназначена судьбой. То, что пойду по стопам мамы,   поняла, когда примерила школьную форму. И сказала себе: «Я буду учительницей, как мама!”
Перелистываю в памяти страницы своего детства и понимаю, насколько мне близка была с раннего возраста славная профессия «педагог». Именно мама научила меня восхищаться учительским трудом. И неправда, что «учительские» дети обделены лаской и заботой! Я – счастливый ребенок! Вот я сижу за последней партой на уроке в мамином классе, у нее урок природоведения. Словами она рисовала такие картины природы, что я замирала от восторга,  ясно представляя  красоту северного сияния, слыша хруст снега под ногами северного оленя, неспешные шаги каравана  верблюдов… Порой я отвлекала её от дела, но всегда понимала важность маминой работы. Никогда не забуду игры на переменах, новогоднюю ёлку в школе и доброе отношение учеников ко мне, дочке их учительницы. 
 Редкий дар — быть настоящим учителем.  Учитель… Лишь семь букв, но сколько же всего за ними! Это безграничное трудолюбие, непрерывный творческий поиск. Это бессонные ночи и даже слёзы – слёзы радости и печали. Это бесконечный шелест книжных и тетрадных страниц и руки, перемазанные мелом… Это свет в окне, часто не гаснущий и после полуночи, охапки цветов и поздравительные открытки от учеников из самых разных уголков страны.

1 комментарий: